Элементарная теория
музыки. |
Нота. |
Слово нота
имеет латинское происхождение и в переводе означает “знак”.
Нотный знак представляет собой овал (notehead)
.
|
В зависимости от длительности звука, которую
обозначает нота, овал может быть
пустой или заполненный, и к нему могут прибавляться вертикальные
палочки, которые называются штилями (stems),
и также, флажки (flags)
(или
хвосты). |
|
Для связывания
коротких длительностей в группы, штили соединяются прямыми линиями,
называемыми рёбрами (beams). |
|
Нотный
стан. |
Для
определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (staff),
(также
называемым нотоносцем),
состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе
нотную строку. Нумерация линий начинается снизу. |
|
На нотном стане ноты пишутся на линиях и между ними: |
|
За
каждой линией или промежутком условно закрепляется определённая
высота звука. |
Если
нота слишком высока или низка для расположения на пяти линиях, она
пишется на коротких добавочных линиях для одной ноты, которые
прибавляются к нотному стану снизу или сверху. Количество добавочных
линий теоретически не ограничено, но их обычно не бывает больше пяти
как снизу, так и сверху. |
|
Счёт
верхних добавочных линий ведётся от первой добавочной линии вверх, а
нижних - вниз. |
|
Если
нота расположена ниже третьей (средней) линии нотного стана, то
штиль
направлен вверх, и рисуется справа от головки ноты. Если же нота
находится выше средней линии – штиль направлен вниз, и, в этом
случае, располагается слева от головки. У ноты на самой средней
линии штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по
неписаному правилу, чаще все-таки вниз. Флажки всегда рисуются
справа, начинаясь от конца штиля, независимо от его направления и
всегда загибаются в сторону головки ноты. |
|
Ноты могут объединяться в группы. Когда ноты сгруппированы, штили с
рёбрами направлены вверх, если большинство нот группы находится ниже
средней линии, и соответственно, штили направлены вниз, если
большинство нот принадлежит к линиям выше средней. Это правило
действует при записи одноголосной мелодической линии. |
|
Ключ. |
В
начале нотной строки ставится ключ (clef).
Наиболее часто употребляемыми
являются скрипичный (tremble clef) и басовый (bass
clef) ключи. Ключи бывают нескольких видов и очень важны для
записи музыки для мелодических инструментов, поскольку они обозначают размещение
одной из нот на нотном стане, относительно которой определяются названия и
высоты всех остальных нот. |
|
|
Скрипичный ключ |
Басовый ключ |
Однако,
поскольку барабаны являются немелодическим инструментом, то есть, не
имеют определённой
высоты звучания, в нотации барабанных партий, расположение ноты на
нотном стане привязано к какому-то определённому инструменту ударной
установки, а не к высоте тона этого инструмента.
Чтобы обозначить это, для записи музыки для барабанов
используется специальный ключ для ударных инструментов, также
иногда называемый нейтральным ключом и имеющим два варианта
написания: |
|
|
Нейтральный
ключ, 1-й вар. |
Нейтральный
ключ, 2-й вар. |
В
последнее время всё большее распространение приобретает первый
вариант написания.
Басовый ключ раньше также использовался для обозначения
барабанных партий, но в последнее время для этих целей практически
не используется.
|
Длительности звуков и их обозначения нотами. |
Звуки
отличаются между собой не только по высоте, но и по длительности.
Для обозначения длительностей исторически выработалась наглядная
запись нот. Наиболее долгая нота – целая нота (whole
note),
она обозначается не
заштрихованным овалом. Если целую ноту разделить на две равные
части, то получатся две половинные ноты (half
notes) -
белые овалы со штилем.
При дальнейшем дроблении получатся четвертные ноты (quarter
notes) -
чёрный овал со штилем,
восьмые (eight
notes) -
чёрный овал со штилем
и добавленным к нему флажком.
Если продолжить деление восьмых нот, то мы получим
шестнадцатые ноты (sixteen
notes),
которые изображаются так
же, как восьмые ноты, только со сдвоенным флажком.
Далее, по тому же принципу деления, образуются более мелкие
длительности: тридцатьвторые (thirty-second
notes),
с тройным флажком, и так
далее. Для облегчения чтения нотного письма, ноты, в обычном виде
имеющие флажки (восьмые и более короткие), могут быть сгруппированы,
путём соединения их штилей рёбрами. Количество рёбер соответствует
количеству флажков в ноте соответствующей длительности.
На таблице внизу изображена схема сравнительного
деления нот по отношению друг к другу. В левой части изображены ноты
в обычном написании, а в правой – ноты той же длительности, но
сгруппированные.
|
Таблица
относительной длительности звуков. |
|
При
дальнейшем делении получатся шестьдесятчетвёртые ноты (sixtie-fourth
notes),
с четырьмя флажками и употребляемые реже, стодвадцатьвосьмые
(one
hundred twenty-eight notes),
с пятью флажками. Встречается
также длительность, равная двум целым нотам, называемая брэвис.
|
Такт, размер, темп.
Знаки повторения:
репризы. |
Музыкальные произведения делятся на короткие отрезки, которые
называются тактами (bar
or
measure).
Друг от друга такты разделяются вертикальной чертой поперек
нотного стана, называемой тактовой чертой (barline).
В конце, а иногда по окончании части произведения, ставится
двойная тактовая черта (double
barline). |
|
Цифры в
виде дроби, стоящие сразу после ключа, являются размером такта (time
signature).
Верхняя цифра показывает, сколько долей должно прозвучать в такте, а
нижняя – длительность каждой доли (какая длительность ноты принята
за единицу отсчёта — четвертная, восьмая и т. д.).
Темп
(tempo)
–
скорость, с которой исполняется произведение. Темп определяется в
начале музыкального произведения (или при его смене в любом другом
месте) специальным термином, как правило, на итальянском языке, или
символом в виде ноты определённой длительности и цифры,
определяющей, сколько этих длительностей должно прозвучать в минуту.
Каждый удар метронома равен одной доле.
В приведённом на иллюстрации выше примере обозначен
размер 4/4,
что значит, что в одном такте будет четыре доли, и каждая будет
равна одной ноте, длительностью в одну четверть.
Размер 4/4
также может обозначаться буквой C
.
Обозначение темпа в этом примере цифрой 120 означает, что в одну
минуту должно прозвучать 120 четвертных нот.
|
Реприза (repeat
bar)
- это знак повторения.
|
|
|
Вся
музыка, находящаяся межу знаками репризы, повторяется.
Реприза ставится в том случае, когда надо ещё раз повторить
несколько тактов, часть композиции или всю композицию.
Номер
такта ставится сразу после тактовой черты, сверху или снизу нотного
стана. |
|
|
|