Тарелки (англ. cymbal*)
существуют с незапамятных времён. Древние египетские тарелки были очень
похожи на современные: мы знаем об этом по тарелкам, найденным в
саркофаге мумии Анкхапа, божественного музыканта (хранятся в Британском
музее в Лондоне). Ассирийцы использовали как плоские, так и
чашеобразные тарелки. Древнегреческие тарелки имели форму чаши или
колокола и часто изображались в руках бесчисленных фавнов и сатиров в
виде скульптур или росписи на вазах. Само же слово cymbal происходит от латинского cymbalum, которое в свою очередь происходит от греческого kumbalom, что означает небольшую чашу или тарелочку.
В восточной же цивилизации тарелки, возможно, произошли от древних китайских колоколов, называемых zhong,
которые были тональными, причем (видимо, из-за эллипсоидной формы тела)
могли производить два тона. Не менее древними являются китайские
тарелки плоского типа – chung и jing. Некоторые историки
считают, что подобные тарелки производились в Китае уже более двух
тысячелетий назад, в то время как в Израиле тарелки датируют 1100 годом
до н. э., а в Египте – всего 800 годом до н. э.
*
Для любопытных: цимбалы – молоточковый струнный инструмент,
распространенный в Венгрии, Румынии и Украине, по-английски называется dulcimer.
Китайский колокол zhong.
Древнюю
традицию производства тарелок до сих пор хранят мастера Турции и Китая.
В Европе тарелки начали появляться на сцене только в 13 столетии, хотя
завозились, вероятно, и раньше. В оркестре тарелки появились только в
17 веке, но постоянным инструментом так и не стали. В 18 столетии
тарелки широко использовались в военных оркестрах в Турции, откуда к
концу века всё-таки снова просочились в Европу и уже прочно заняли свое
место в оркестре.
В средние века слово cymbal применяли также к металлофону (glockenspiel),
а позднее и к цимбалам – вероятно, из-за того, что звук при ударе
молоточка по струне чем-то напоминал звук колокольчика. С появлением
клавиатурных цимбал – клавикорда, спинета, – для обозначения таких
инструментов в романских языках появилось слово clavicymbal.
Современный ударный инструмент "тарелка" – это более или менее плоская пластина металла обычно круглой формы, изготовленная из специального сплава. Большинство современных тарелок – инструменты неопределённой высоты, то есть шумовые.
Кротали фирмы Zildjian.
Существуют,
однако, тональные тарелки, то есть такие, которые дают определенную
ноту. Среди современных тарелок – это маленькие тарелки в форме чаши.
Существуют также наборы тональных тарелок – кротали (англ. crotales, от латинского crotalum),
– в которых используются плоские тарелочки диаметром около 10 см с
соском в центре. Вообще говоря, такие инструменты мало похожи на
современные тарелки, потому что звучат, как маленькие тональные
колокольчики. Тем не менее, они делаются производителями тарелок из
тарелочных сплавов; кроме того, существуют "промежуточные"
тонально-шумовые инструменты вроде эффект-тарелки Zil Bell фирмы
Zildjian, так что все эти инструменты считаются тарелками.
Современные
тарелки используют во всякого рода оркестрах – симфонических, маршевых
(военных), рок- и поп-музыкальных. Тарелки для различных музыкальных
применений существенно отличаются друг от друга.
Эффект-тарелка Zil Bell фирмы Zildjian.
Строение тарелок
В обычной тарелке выделяют купол (или цоколь, или колокол, англ. bell, "колокол") и тело (англ. bow,
"уклон"). В самой середине купола обычно располагается отверстие,
необходимое для крепления тарелки. Тело тарелки условно делят на зону "crash" (ближе к краю) и зону "ride" (ближе к куполу) – в соответствии с тем, как обычно играют на этих типах тарелок.
При игре в купол звук получается практически колокольный. В ride-зоне звук тарелки как бы раскрывается не сразу, поэтому здесь звук будет более четкий. При игре в crash-зоне тарелка сразу демонстрирует свой полный звук, так что четкость снижается за счет увеличения мощи звучания.
Два
основных и самых очевидных параметра, влияющих на звучание тарелки,
это, конечно же, размер (диаметр) тарелки и её вес (толщина). Влияние
других характеристик не так очевидно.
Малейшие отклонения в
кривизне металла создают в нем механические напряжения, могущие
серьезно повлиять на звук. В частности, при обработке тарелок часто
используют машинную или ручную ковку, причем размер и расположение
ударов ковки достаточно важны: чем более разнообразные искривления
металла от ковки, тем более сочный звук. Именно поэтому ценятся тарелки
ручной ковки: у них расположение и сила ударов ковки более разнообразна
и непредсказуема.
Несмотря на неоднозначность и сложность вопроса, попробуем разобраться хотя бы в основных закономерностях. Итак,
размер:
бóльшие тарелки обычно более громкие, звук дольше затухает (имеет
бóльший сустейн), но атака у них медленнее, чем у маленьких тарелок.
Иначе говоря, чем больше тарелка, тем больше громкость, сустейн, широта
звучания.
вес: от веса очень зависит громкость,
артикуляция, да и вообще тембр и мощность звучания тарелки. Более
тонкие тарелки имеют быструю атаку (поскольку тонкий металл начинает
колебаться быстрее) и звучат более сочно. Тонкие crash'и дают взрывной и сочный звук, а вот тонкие ride'ы
дают больше тона и скорее "заводятся", не давая особой четкости. Вообще
тонкие тарелки лучше звучат на малой или средней громкости. Тяжелые
тарелки имеют более широкий и громкий звук; тяжелые crash'и дают бóльшую атаку и лучше прорезают, а тяжелые хеты и ride'ы
дают четкую и ясную артикуляцию, так что слышно каждый удар. Средние
тарелки являются компромиссным решением "на все случаи жизни", но,
возможно, лучше иметь как тонкие, так и тяжелые тарелки, чтобы получить
максимум разнообразия. В двух словах, более тяжелые тарелки дают
бóльшую громкость, сустейн и высоту звучания.
размер купола:
тарелки с более крупным куполом более громкие и дают больше обертонов
(проще говоря, звона) и сустейна, чем тарелки с небольшим куполом;
последние же имеют меньший сустейн, но бóльшую четкость.
сужение (англ. taper): степень уменьшения толщины металла от центра к краю тарелки, от которого зависит более "crash'евый" или более "ride'овый" звук. Толщина металла crash'ей плавно быстро уменьшается от центра к краю тарелки, а толщина металла ride'ов почти одинакова и сходит на нет только у самого края тарелки.
профиль (англ. profile):
форму сечения тарелки в плоскости, перпендикулярной оси, называют
профилем тарелки (см. рис.). Чем выше профиль, тем выше звук. Звук
низкопрофильных тарелок лучше вплетается в музыку, а высокий профиль
больше проходит для громкой игры, прорезающей музыку. Иначе говоря,
высокий профиль – это более высокий и прорезывающий звук, яркая атака.
Пример тарелки без выраженного купола: Ed Thigpen Signature Crystal ride фирмы Sabian. Отсутствие купола дает "потусторонний" грязноватый тембр.
Rotosound фирмы Paiste. Эта
совершенно плоская тарелка без купола закреплена на поворотной
рукоятке, что дает возможность получать различные виды допплер-эффекта.
ZXT Trashformer фирмы Zildjian. Взрывной грязный тон достигается искривленностью тела тарелки.
HHX Evolution O-Zone crash фирмы Sabian. Шесть двухдюймовых отверстий дают грязный, но агрессивный звук.
По
форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши
или соска, но его размеры могут колебаться от практически незаметных до
порядка половины радиуса тарелки. Тем не менее, у распространенных
видов тарелок купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5
диаметра тарелки.
Тело тарелки может иметь различную
форму, обычно зависящую от вида тарелки. По оси отверстия в куполе
тарелки чаще всего бывают круглые, однако встречаются овальные,
восьмиугольные и прочие формы.
Профиль тарелки может быть
абсолютно плоским, искривленным, иметь форму конуса, но чаще всего это
эллипсоид (чашеобразная форма), как и форма купола, только с гораздо
большим радиусом кривизны. Край тарелки может быть также изогнут вверх
(у тарелок типа china) и вниз. Кроме того, иногда над тарелками
производят дополнительные действия, чтобы тем или иным способом
повлиять на тембр звучания, например, проделывают отверстия, вставляют
заклепки или прикрепляют металлические части другой формы и т. п.
Изготавливают
тарелки с применением литья, точения, ковки, прессования, после чего их
иногда чеканят с помощью машин или вручную. Сплавы для тарелок бывают самые различные.
Современная
маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр,
например, 14" A Custom Medium Crash (A Custom – наименование серии
тарелок фирмы Zildjian, Medium – указание на вес тарелки, Crash – тип
тарелки). Обозначение веса тарелки обычно выбирают из ряда extra-thin ("сверхтонкий") или paper-thin ("тонкий как бумага") – thin ("тонкий") – medium thin ("полутонкий ") – medium или без маркировки ("средний") – medium heavy ("полутяжелый") – heavy ("тяжелый") – extra-heavy ("сверхтяжелый"). Иногда используют другие прилагательные, указывающие на вес, такие как studio ("для студии" = medium thin, полутонкий), stage ("для концерта" = medium heavy, полутяжелый), rock ("для рока" = heavy, тяжелый), power ("мощный" = heavy, тяжелый), metal ("для металла" = extra-heavy, сверхтяжелый).
Часто к маркировке добавляют дополнительные описательные слова, дающие представление о тоне, такие как bell ("колокольный"), bright ("яркий"), brilliant ("блестящий"), crush ("сокрушительный"), dark ("мрачный"), deep ("глубокий"), dry ("сухой"), fast ("с быстрой атакой"), full ("полный"), fusion ("фьюжн"), light ("лёгкий"), power ("мощный"), projection ("прорезающий"), thrash ("пробивающий"), tight ("плотный"), trash ("грязный") и другие, причем каждый производитель делает это так, как считает нужным. В случае же тарелок signature-серий маркировка тарелки часто включает только имя собственное без всяких указаний на вес или тон.
Пример тарелки с плоским телом: Tony Verderosa Signature V-FX crash фирмы Sabian. Плоское тело дает интересное сочетание тембров, характерных для ride и splash.
HHX Evolution Effeks crash фирмы Sabian. Края этой тарелки загнуты для облегчения игры руками.
Пример некруглой тарелки: AA Rocktagon splash фирмы Sabian. Некруглая форма дает более грязный звук.
A EFX фирмы Zildjian. Тарелка
дает практически белый шум, напоминающий электронный, за счет
прикрепленных к ней металлических дисков, а также отверстий в теле
тарелки.
Оркестровые тарелки
"Французские" оркестровые тарелки Light фирмы Paiste.
Оркестровые
тарелки не обязательно есть в каждом оркестре. Такое название
закрепилось за ними скорее для того, чтобы отличить их от других видов
тарелок, применяемых в популярной музыке. Оркестровые тарелки
используются парами: звук извлекают, ударяя тарелки друг о друга,
поэтому в отверстия тарелок продевают ремешки, за которые музыкант
удерживает тарелки при игре. Английское название этих тарелок – clash cymbals – можно перевести как "сталкивающиеся тарелки", причем часто их ошибочно называют crash cymbals,
имея в виду именно оркестровые тарелки, а не вид подвесных тарелок, о
которых речь пойдет ниже. Сейчас во избежание недоразумений их стали
называть hand cymbals ("ручные тарелки"). В оркестрах различают
"немецкие" (тяжелые), "венские" (полегче) и более редкие "французские"
(ещё легче) оркестровые тарелки.
Существуют также "китайские" оркестровые тарелки (типа china),
которыми играют, так же ударяя друг о друга. В отличие от западных
тарелок, здесь нет необходимости продевать в отверстия ремешки, потому
что купол этих тарелок имеет в сечении трапециевидную форму, и музыкант
удерживает тарелки просто за купол. Тем не менее, сквозь отверстия этих
тарелок продевают шнуры, и музыкант после удара может перехватить
тарелки за шнуры, чтобы продлить затухание, а также может качать
тарелками, создавая доплер-эффект.
Пара оркестровых тарелок типа chinese со шнурами.
Для применения в оркестрах популярной музыки оркестровые тарелки превратились в low-sock – педальный механизм для соударения оркестровых тарелок. Позже low-sock трансформировался в хай-хэт (hi-hat), используемый в ударной установке.
Подвесные тарелки
Другим
(и более многочисленным) видом тарелок являются подвесные, то есть
такие, которые подвешивают за отверстие, а звук извлекают при помощи
удара рукой, палочкой, щеткой или колотушкой. Фетровые колотушки
позволяют извлекать очень плавное крещендо, а удар плечом палочки по
краю тарелки дает мощный звук, часто называемый просто crash. Есть и
более экзотические способы игры, такие, например, как провести по
тарелке от края к куполу стальной палочкой для игры на треугольнике
(использовано в 9-й симфонии Дворжака), уронить тарелку на пол так,
чтобы она еще некоторое время вращалась на полу, и др.
Древние виды тарелок в современной музыке
Сейчас древние
виды тарелок, тембры которых существенно отличаются от современных,
используются всё реже и реже, например, в виде ручных колокольчиков,
которые бьют друг о друга, но не полностью, а едва касаясь краями. В
"Ромео и Джульетта" Берлиоз использовал две пары древних тарелок Помпеи
размером с ладонь, настроенные на "фа" и "си бемоль". Тем не менее,
наиболее частым применением древних моделей остаются кротали и
оркестровые гонги.
Тарелки типа crash
Crash серии RUDE фирмы Paiste.
Одним из основных видов тарелок являются тарелки типа crash,
которые производят при игре мощный широкополосный атональный звук. Пара
таких тарелок используется как оркестровые тарелки, и звук извлекают
путем удара тарелок друг о друга. Одну или более одиночных подвесных
тарелок типа crash применяют в ударных установках, причем звук
извлекают чаще всего ударом плеча палочки по краю тарелки. В обоих
случаях тарелки типа crash используют в основном для игры акцентов.
Тарелки типа crash
производят самого различного веса, от тончайших до очень тяжелых, но
край тарелки должен быть достаточно тонким. Вообще для профиля тарелок
типа crash характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет чего crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) crash-тарелок
– 16" или 18", хотя крупные производители предлагают тарелки от 14" до
20", а на заказ производят тарелки от 8" до 28". Пары оркестровых
тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21", но производятся пары вплоть
до 5".
Хай-хэт
Хай-хэт (англ. hi-hat или hihat), часто называемый просто "хэт", – другой вид парных тарелок, имеющих в своих истоках оркестровые тарелки и, затем, low-sock. Хай-хэт представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash),
закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим
ударять одной тарелкой о другую, причем конструкция этой стойки мало
изменилась со времени ее создания. Вообще различают открытое (тарелки
разведены) и закрытое (тарелки соприкасаются, поскольку педаль нажата)
положение хай-хэта, причем звук извлекают как ударом палочки в обоих
этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего
тарелки ударяются друг о друга.
AAX Studio hats фирмы Sabian.
Что касается конструкции привода, то изначально возникла идея
"сэкономить музыканта", играющего на тарелках, и совместить его функцию
с "основным" барабанщиком, в результате чего был изобретен механизм для
соударения тарелок – так называемый low-sock,
– представлявший собой педальный привод, установленный на полу, к
которому крепилась пара оркестровых тарелок. Такое устройство позволило
высвободить руки барабанщика для игры на других барабанах. Сами тарелки
при этом находились у пола, поэтому играть по ним палочками было
невозможно. Позже один из легендарных пионеров джаза Gene Krupa
совместно с не менее легендарным Armand Zildjian придумали современную
конструкцию стойки, где тарелки располагались горизонтально выше малого
барабана.
Вообще различают педальные приводы типа sock ("ударять") и типа choke
("надавливать"): в первом из них подвижной является нижняя тарелка, а
во втором – верхняя. Современные приводы обычно второго типа. Кроме
того, существуют тросиковые приводы, позволяющие закрепить пару тарелок
практически где угодно и управлять их соударением педалью через тросик.
Современные стойки для hi-hat также имеют специальный
регулировочный винт, который приподнимает одну сторону нижней тарелки,
так что при нажатии на педаль тарелки соударяются не одновременно по
всей окружности, а как бы начиная с одного края. Такое направление
соударения нужно для того, чтобы воздух быстрее выходил из пространства
между тарелками.
До 1960-х годов выпускались хай-хэты 14" и,
реже, 13". В начале 1970-х барабанщики тяжелого рока, в первую очередь
John Bonham, начали использовать 15"-е хай-хэты. В конце 1970-х фирма
Sabian выпустила свой революционный 10" mini hats, дававшие четкое
прорезающее звучание, идеальное для записи на студии. Позднее
производители начали экспериментировать с заклепками, вставляемыми в
нижнюю тарелку, однако к концу 1990-х оказалось, что все эти ухищрения
не прижилась, и сейчас в подавляющем большинстве случаев используются
тарелки 13" или 14" без всяких заклепок.
Хай-хэты
с различными дополнительными элементами (слева направо, верхний ряд: с
отверстиями в куполе нижней тарелки, с отверстиями в куполе и теле
нижней тарелки, с заклепками в нижней тарелке; нижний ряд: с прослойкой
волнистой формы для выхода воздуха, хэт с разными тарелками).
Другой интересной идеей стала попытка обеспечить быстрый отток воздуха
из пространства между тарелок – с той же целью получить более четкий
звук. Прижились два технических решения: отверстия в нижней тарелке и
изогнутая плоскость. Последнее решение имеет два варианта: изогнутым
может быть сам край тарелки или между тарелками вставляют
дополнительный элемент волнистой формы. Современные хай-хэты обычно
гораздо тяжелее современных crash-тарелок, что отражает общую тенденцию
к утяжелению хэтов и облегчению crash’ей.
Последним нововведением оказалось использование разных тарелок в одном
хай-хэте, причем некоторые барабанщики используют вместе тарелки из
разных серий, от разных производителей и даже разного размера.
Тарелки типа ride
Ride серии K Custom фирмы Zildjian.
Термин ride
применяют для обозначения как роли тарелки в партии ударных (т. е. для
указания на тарелку, с помощью которой ведут ритм), так и типа самой
тарелки. Многие производители тарелок изготавливают не только тарелки
типа ride, но и типа ride/crash или crash/ride. В то же время ride-партию, то есть ритмическую канву, часто играют на тарелках других типов – china, sizzle, swish, pang и даже crash.
С другой стороны, ничто не мешает использовать тарелку типа ride как crash, то есть сыграть на ней акцент. Достаточно сильный удар по краю ride'а дает мощный и долго затухающий звук. Например, Keith Moon вообще часто пользовался только ride-тарелками, самые большие из которых служили также crash’ами. Вообще деление базовых тарелок на crash и ride
– это довольно современное решение. Старые тарелки именовали только по
размеру и весу, а то и вообще никак не именовали, а уж как именно ее
использовать, каждый барабанщик решал для себя сам.
При игре тарелка типа ride дает долгий звонкий, несколько шипящий звук, в отличие от быстро затухающего звука crash’ей. Чаще всего используют ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26", но возможно найти ride’ы вплоть до 8".
Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке, причем, в отличие от crash’ей, край тарелки ride обычно достаточно толстый. Часто ride – самая большая тарелка в установке, но иногда барабанщики как второй ride используют тарелки типа china или sizzle, которые в этом случае бывают больше, но тоньше ride’а.
Тарелки типа sizzle
Тарелки типа sizzle (англ. "шипеть", "шкварчать") – это ride’ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо погремушки, чаще всего заклёпки или цепочки.
При
этом звук, естественно, становится более громким и прорезающим, но зато
снижается динамический диапазон, поскольку при очень тихой игре может
оказаться недостаточно энергии, чтобы погремушки колебались.
Sizzle Ride серии A Custom фирмы Zildjian.
Will Calhoun Signature Alien Disc Percussion фирмы Sabian.
Заклёпки
устанавливают в отверстиях, проделанных в тарелке, так, чтобы заклепки
могли колебаться, но не выпадали. В классической sizzle-тарелке
заклепки расположены в нескольких (обычно четырех и более) отверстиях,
равномерно расположенных вдоль края тарелки. Также производились
бесчисленные эксперименты по расположению заклепок в других местах, но
только один из них действительно что-то дал – это расположение на
тарелке всего трех заклепок в отверстиях вдоль края тарелки, но рядом.
Такие тарелки были очень популярны в конце 1980-х и начале 1990-х, даже
стали считать, что они совсем заменят обычные ride-тарелки, но этого не случилось.
Тем не менее, было много попыток (в основном безуспешных) вставлять заклепки в нижние тарелки хай-хэтов, в тарелки типа crash, splash и даже bell-splash. В настоящее время, кроме ride'ов, заклепки применяют в тарелках типа swish и иногда pang, которые чаще употребляются для игры в стиле фьюжн и в джазе.
Некоторые производители говорят, что если из их тарелки вынуть
заклепки, то ее тембр восстановится, несмотря на отверстия. В
большинстве случаев это на самом деле не так, и отверстия делают звук
хуже, хотя некоторые классические тарелки действительно восстанавливают
свой тембр.
Цепочки в качестве погремушек применяют в том числе потому, что их можно легко удалить, превратив тарелку в обыкновенный ride.
Такие погремушки имеют вид шариковых цепочек и бывают двух видов –
цепочка, которая одним концом крепится на стойке, а вторым свисает на
тарелку, и целая батарея цепочек, которые крепятся на горизонтальной
планке. Планку надевают на стойку так, чтобы цепочки касались
поверхности тарелки (см. фото).
Виды
цепочек: одиночная, закрепляемая на крепежной гайке (верхняя тарелка) и
в виде планки с несколькими цепочками, закрепленной на стойке так,
чтобы цепочки касались тарелки (нижняя тарелка).
Тарелки типа splash
Z Custom splash Фирмы Zildjian.
Тарелки типа splash – это маленькие и тонкие тарелки, которые являются (наряду с тарелками china) одним из главных типов эффект-тарелок.
По конструкции splash представляет собой очень тонкий и маленький crash,
причем тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, а
купол немного толще, поэтому издаваемый звук воспринимается как
"пустой" и менее плотный, чем crash, но, тем не менее,
прорезающий и с очень резкой атакой. Splash-тарелки используются для
игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним обычно
очень жестко. Для более тихой игры некоторые производители предлагают
тонкие splash’и, у которых профиль похож на crash, но край у них получается такой тонкий, что при неосторожно сильном ударе тарелка может сломаться.
Pro China splash фирмы Sabian.
Dark Buzz China фирмы Paiste (splash 11" помещен вверх ногами в china 18").
China-тарелки диаметром 12" и меньше часто называют china splash, а иногда mini chinese. Существуют, однако, china splash'и, которые отличаются по форме от классических china (см. фото).
Еще одним способом использования тарелок splash явилось применение их совместно с другими тарелками, когда тарелка типа splash устанавливается на ту же стойку так, чтобы иметь постоянный контакт со второй тарелкой (см. фото).
Обычно splash-тарелки имеют диаметр от 6" до 12". Некоторые производители изготовляют тарелки, маркируемые как splash, диаметром до 22", хотя их скорее надо было бы назвать тонкими crash’ами. Тем не менее, наиболее популярными размерами для splash остаются 10" и 8".
Mike Portnoy Signature Max Stax фирмы Sabian (mini china помещена вверх ногами на splash того же диаметра, выпускаются 8", 10" и 12").
Тарелки типа china
"Китайские" тарелки в западной музыке – это тарелки, чей звук обычно
описывают как содержащий "грязный" тон, чем они похожи на гонг chau.
Настоящие тарелки типа china
имеют купол цилиндрической или усеченно-конической (то есть в сечении
прямоугольной или трапециевидной) формы, а край тарелки вывернут вверх,
то есть против основного направления изгиба тела. Само тело тарелки
практически не меняет толщину от купола к краю, и центральная область,
включая внутреннюю часть купола, обычно не полированная. Однако у
некоторых china-тарелок нет некоторых из этих признаков,
поэтому точно определить можно скорее по тембру – звук их происходит
скорее из Китая, чем из Турции, родины традиционного западного
производства тарелок. Некоторые производители, тем не менее, различают china, swish и pang, а другие обозначают все эти три типа одним словом china, хотя на самом деле тарелки swish и pang объединяют некоторые характеристики турецкого и некоторые китайского дизайна.
Купол "настоящей" china в форме усеченного конуса большим основанием вверх.
Водяная тарелка фирмы Jiayin (корпорация ME China-Gongs).
Кроме того, естественно, существуют традиционные китайские тарелки с вполне определенными названиями и звуками, например, chung, jing или "водяные" тарелки. В западной музыке их тоже вообще называют китайскими.
Тарелки china выпускают от 6" до 27" в диаметре, причем тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.
Иногда эти тарелки подвешивают куполом вверх, как и обычные, но чаще
всё-таки куполом вниз. В составе ударной установки они считаются
эффект-тарелками.
Известно, что некоторые обычные тарелки, если их
подвесить куполом вниз, могут давать грязноватый тон, которому, правда,
далеко до гениального "китайского" тембра. И наоборот, тарелки china,
если их подвесить куполом вниз, могут дать гораздо большую широту
тембров, однако нужно играть осторожно, поскольку если вывернутый край china при таком подвесе попадет под сильный удар, он может расколоться.
Играют по china-тарелкам как crash-, так и ride-партии, а для последних нужен купол, поэтому некоторые china
имеют вывернутый купол, чтобы можно было их подвешивать куполом вверх,
но вывернутые края при этом были направлены вниз и не попадали под
удар.
Тарелки типа swish и pang
Medium Light Swish фирмы Paiste.
Тарелки типа swish и pang – это тарелки "китайской группы", предназначенные больше для игры ride-партий
(т. е. ведения ритма, ритмической канвы), которые появились более-менее
в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
И swish и pang имеют вывернутый край, как и china, и похожий тембр, но обычный круглый купол. Тем не менее, некоторые (но не все) производители называют их тоже china.
Swish имеет более высокий тон, чем pang,
более размытый и с менее заметным звоном, причем есть подозрение, что
названия этих тарелок происходят от звука ими издаваемого. Разница в
тембрах swish и pang существенна, так как изначально тарелки swish продавали с заклепками (см. sizzle-тарелки), а pang – без заклепок. Естественно, некоторые храбрые барабанщики тут же попробовали вынуть заклепки из swish, а также вставить заклепки в pang. Через некоторое время нововведения были признаны, и оба типа стали продаваться в обычной и в sizzle-версии, что давало два разных тембра.
China Pang фирмы Istanbul.
AA Fast chineseфирмы Sabian: china только по каталогу, а по типу – swish.
В конце двадцатого века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в самом начале нового века swish-тарелки снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки
в принципе можно приобрести у несколько менее известных фирм, например,
Istanbul. С другой стороны, у некоторых производителей, например,
Sabian, есть много моделей china, которые china только по наименованию в каталоге, а по форме и тембру это swish-тарелки.
Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а pang – от 18 до 20".
Пальцевые тарелки
Пальцевые тарелки, или zil (турецк. zil – "тарелка"), изначально использовались в танце живота. Набор zil-тарелок
состоит из четырех тарелочек, надеваемых на пальцы (по паре на каждую
руку). Тарелочки крепятся к пальцам при помощи резинок: одна надевается
на средний палец, другая – на большой.
Zil-тарелки делают чаще из латуни, чем из
бронзы, диаметром около 2". По тембру танцовщицы танца живота различают
"серебристый тон" и "золотистый тон" zil’ов, знают целый ряд приемов игры на них и могут иметь несколько наборов для разных танцев.
В современной музыке zil’ы
применяются редко. В этом случае их называют просто "пальцевыми
тарелками" и используют для придания музыке "ближневосточного"
звучания. В этих случаях музыканты часто играют на пальцевых тарелках с
помощью гораздо более простой техники, чем танцовщицы танца живота: они
просто берут резинки "щепотью", зажимая их между указательным и большим
пальцами, и бьют тарелки краями друг о друга, держа zil’ы наподобие оркестровых тарелок, по одной в каждой руке.
Dancer zils фирмы Zildjian.
Индийски храмовые тарелки торговой марки Tingsha.
Другим современным типом пальцевых тарелок являются ching, которые, в отличие от zil’ов,
отливают из толстой бронзы. Эти пальцевые тарелки широко распространены
в Камбодже и Таиланде, где кроме бронзы используют также сплав железа,
меди и золота. Там эти тарелки используют в ритуальных целях.
В Индии подобные маленькие тарелки диаметром 2-3", соединенные шнурком, используют для медитации.
Гонги имеют не менее древнюю историю, чем тарелки. Все гонги разделяют обычно на две категории: подвесные и чашеобразные.
На
подвесных гонгах играют колотушками, причем обычно, чем больше гонг,
тем больше и мягче колотушка. Большие гонги можно как бы "завести"
небольшим касанием колотушки перед основным ударом, что очень расширяет
звук. При этом большим искусством считается умение сделать этот
"заводящий" предварительный удар неслышным. На подвесных гонгах
небольшого размера играют бамбуковыми палочками или даже обычными
"западными" барабанными палочками.
На чашеобразных гонгах играют многими разными
способами, например, путем трения пальцем о край гонга, ударом
колотушкой и т. д. Эти гонги обычно используют в религиозных
отправлениях, в основном, в буддизме. Вероятно, самой известной
разновидностью чашеобразных гонгов на Западе является непальские поющие
чаши (singing bowls),
имеющие ра
I loved as much as you will receive carried out right here. The sketch is tasteful, your authored material stylish. nonetheless, you command get got an shakiness over that you wish be delivering the following. unwell unquestionably come further formerly again since exactly the same nearly very often inside case you shield this hike. look at my page https://www.barbecuejunction.com/blog/1720/5-semplici-dichiarazioni-circa-crema-per-dolori-articolari-migliore-explain/ crema cinese per dolori articolari http://forum.prolifeclinics.ro/viewtopic.php?id=1016625 cura per dolori articolari https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/carrileidig5/ feelgood crema per dolori articolari http://mosca.asia/board_gCqZ83/2982399 ArtroLux http://wjlog.com/viewthread.php?tid=885&extra= ArtroLux
http://loveawake.ru - Знакомства Москва, Роман, 42 года, Молодой состоятельный москвич спортивного телосложения, без вредных привычек, с тремя высшими ... - Знакомства на Loveawake.Ru
De la réalisation de l'arrêt annuel, impressionnant de grands sacs sont plut?t réputés. <a href=http://www.topsburberryoutlet.com/>burberry outlet</a> - <a href=http://www.topsburberryoutlet.com/>burberry sale uk</a> , http://www.topsburberryoutlet.com/
http://medveputa.net/topic945.html#p6075 описание виагра Упаковка Дженерик Сиалис (10x20 мг.) состоит из 10 пилюль, любая из которой содержит 20 мг тадалифила. Если Вы ранее не употребляли Сиалис и не уверенны, что этот продукт удовлетворит Вас, но всё же желаете испытать на для себя его эффект, означает наша мини упаковка из 10 пилюль – это то, что Вам необходимо! При всем этом стоимость одной пилюли составляет 150 руб.